Неточные совпадения
К сожалению, он раскрывал свои
положительные мысли
в форме полемики с западными вероисповеданиями, с католичеством и протестантизмом, к которым часто был несправедлив.
Великая правда этого соединения была
в том, что языческое государство признало благодатную силу христианской церкви, христианская же церковь еще раньше признала словами апостола, что «начальствующий носит меч не напрасно», т. е. что власть имеет
положительную миссию
в мире (независимо от ее
формы).
И
в той частной
форме борьбы за жизнь, которую утверждает позитивизм, есть
положительная правда, превращающаяся
в ложь лишь тогда, когда претендует на верховенство.
В нем обретался тот же дилетантизм, то же бессилие к чему-нибудь определенному и
положительному; только
формы были несколько мягче и общедоступнее.
— Он не столько не удовлетворяется, сколько стремится облечь их
в умственную
форму и, так сказать, оправдать их перед мыслию свободною и самодеятельною.
В естественном праве Гегель требует, чтобы вместо отвлеченного способа созидать государство понимали это государство как нечто рациональное
в самом себе, и отсюда его выводами были: повиновение властям, уважение к праву
положительному и отвращение ко всяким насильственным и быстрым переворотам.
Справедливо, что возвышенное отрицательное выше возвышенного
положительного; потому надобно согласиться, что «перевесом идеи над
формою» усиливается эффект возвышенного, как может он усиливаться многими другими обстоятельствами, напр., уединенностью возвышенного явления (пирамида
в открытой степи величественнее, нежели была бы среди других громадных построек; среди высоких холмов ее величие исчезло бы); но усиливающее эффект обстоятельство не есть еще источник самого эффекта, притом перевеса идеи над образом, силы над явлением очень часто не бывает
в положительном возвышенном.
«Перевесом идеи над
формою», погибелью самого предмета от избытка развивающихся
в нем сил отличается так называемая отрицательная
форма возвышенного от
положительной.
Пример этот приведен здесь отчасти
в доказательство, что на всем свете не сыскать существа, которые было бы так безусловно относительно, как скучный человек. Не угодно ли после того делать на его счет какие бы то ни было выводы и определения; не угодно ли приискать ему существенную
положительную форму! По моему мнения Б* орел; по вашему, тот же Б*, индюк; вы стоите за свои убеждения, я за свои; кто из нас прав, кто виноват? Нам могут верить и не верить. Вопрос остается нерешенным.
В замкнутом субъективизме, имманентизме и психологизме неповинна поэтому даже и эта религия, как бы ни было скудно ее
положительное учение о Боге [На это справедливо указывает Гартман, у которого вообще мы находим чрезвычайно отчетливую постановку проблемы религии
в ее общей
форме: он устанавливает, что «всякий объект религиозной функции есть бог; бог есть не научное, но религиозное понятие; наука может заниматься им, лишь поскольку она есть наука о религии.
Даже непримиримость к «звериному» началу государственности у Л. Н. Толстого, у которого все
положительные идеи облекаются
в отрицания, принимают
форму «нетовщины», говорит о том же, как и мистическая революционность интеллигенции с ее исканиями невидимого грядущего града [К этому стану
в последние годы литературно примкнул и Д. С. Мережковский.
Положительная же ориентация христианства
в вопросах общественности исчерпывается началами этики, между тем одна только этика отнюдь не выражает собой религиозного понимания вопроса (как геометрия, имеющая дело только с
формою, не удовлетворяет потребности
в целостном познании тела).
Она имеет
положительное значение, когда вечными началами признается свобода, справедливость, братство людей, высшая ценность человеческой личности, которую нельзя превращать
в средство, и имеет отрицательное значение, когда такими началами признаются относительные исторические, социальные и политические
формы, когда эти относительные
формы абсолютизируются, когда исторические тела, представляющиеся «органическими», получают санкцию священных, например монархия или известная
форма собственности.
Если же зло имеет
положительный смысл и результатом его будет вечный ад, если оно будет положительно учтено
в раю, то затруднительной делается борьба со злом, то зло превращается
в неосуществленную
форму добра.
«Новое средневековье» написано
в форме положительной, и
в этом этюде я пытаюсь наметить возможные пути выхода из мирового кризиса.